Longines

Часы Longines (Лонжин)

Стандарт милитаристских часов

Наручные часы, которые в XIX веке производились в единичных экземплярах как утонченная разновидность ювелирного браслета (в основном), в XX веке доказали свою практичность довольно необычным в часовом деле способом — как часы для военных. Образно говоря, Первую мировую войну проиграла не только Германия со своими союзниками, ее проиграли и карманные часы. Началу массового выпуска наручных часов способствовало развитие технологии фабричного производства механизмов: в конце XIX — начале XX века уменьшение размеров механизма до 15 линий и меньше не представляло существенных трудностей. Однако кроме механизмов подходящих размеров для настоящих милитаристских часов требовались и другие вещи. Не все потребности военных были осознаны сразу, "стандарт" милитаристских часов фактически вырабатывался полвека. Первый фактор — прочность. Его даже не надо было выдумывать — первым аргументом в споре о практичности наручных часов было сомнение в их прочности. Для этого корпус делали массивным, циферблат в начале эпохи милитаристских наручных часов часто защищали металлической крышкой. Механизм снабжали противоударными устройствами — разумеется, после их изобретения. Второй фактор — водостойкость. Корпусы первых водостойких часов — карманных часов — уплотняли при помощи промасленных кожаных прокладок, лишь примерно в середине XX века для уплотнения стали использовать резину. Третий— антимагнитная защита; он оказался особенно важным для лётчиков. Четвёртый — контрастность циферблата и возможность определения времени в условиях плохой видимости. По этой причине на циферблатах милитаристских часов, как правило, светящимся в темноте составом изображены большие ("толстые") арабские цифры меток часов. Правда, остаётся открытым вопрос, кто первым придумал использовать радиевые соли в качестве люминофора при изготовлении циферблатов...

Фабрика Longines в XX веке выполнила множество заказов военных ведомств. Если не рассматривать здесь изготавливавшиеся также с военными целями хронометры, которые не предусматривали персонального использования, в основном это были наручные часы без дополнительных функций с маленькой либо центральной секундной стрелкой. Иногда военным требовались более сложные механизмы, в таком случае Longines могла предложить хронографы собственного производства, в том числе возвратные и упрощённые. Широко известны так называемые "чешские авиаторские часы" Longines, которые министерство обороны Чехословакии заказывало несколько раз. Всего, по-видимому, было изготовлено примерно три тысячи экземпляров. В часах первой серии, которая была заказана в начале 1930-х годов в большой спешке, отсутствовала антимагнитная защита, и использовался 15-линейный механизм Калибр 15.94, который также не обладал необходимыми для авиаторских часов антимагнитными свойствами. Ещё одним недостатком часов первой серии был не очень практичный (хрупкий) белый эмалевый циферблат. Во второй и третьей сериях антимагнитная проблема была решена, использовались механизмы с антимагнитными свойствами Калибр 15.26 и Калибр 15.68Z, также вместо белых циферблатов устанавливали высококонтрастные чёрные с радиевыми метками часов и покрытыми радиевым составом стрелками. Кроме того, в этих, а также и других авиаторских часах Longines с конца 1930-х годов появилась, наиболее эффективная антимагнитная защита — внутренний корпус из мягкого железа. Одними из наиболее интересных и раритетных милитаристских часов Второй мировой стали часы Hydrographic Survey, изготовленные для специализирующегося на обеспечении хронометрами и часами подразделения адмиралтейства Великобритании в 1942 году. Появлению этих часов способствовала неудачная атака итальянских водолазов-диверсантов на линкор HMS Valiant, I, после которой Уинстон Черчилль предписал создать аналогичное подразделение ВМС Великобритании. Для водников потребовались водостойкие прецизионные часы, и такие часы были изготовлены на основе механизмов Longines (Калибр 12.68N). Большой (диаметр 51 мм, толщина 17 мм) серебряный корпус производства фирмы А.Т. Oliver был снабжён защитным колпачком заводной головки, задняя крышка и ободок были завинчивающимися. Серебро было выбрано по причине коррозионной стойкости и лёгкости его обработки. Всего было изготовлено несколько десятков экземпляров часов Hydrographic Survey, многие из которых, к сожалению, не сохранились.